ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ — РЕЦЕНЗИЯ "ФИЛЬМ ПРО"
читать дальшеЭкранизация романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» изначально была обречена на успех. У книги множество поклонников, у сыгравшего главную роль Константина Хабенского — тоже. Критика приняла фильм одобрительно, на «Кинотавре» он получил главный приз. Но самое главное: фильм напоминает лучшие бытовые драмы 70-х — 80-х годов, которые до сих пор собирают у телеэкранов миллионы зрителей.
Виктор Служкин — безработный биолог, который устраивается в школу географом. Обычная провинциальная школа, провинциальный быт, провинциальная жена и даже провинциальные друзья. Всё вокруг жутко провинциально, скучно, глупо, пошло. Но другой жизни нет. Поэтому нужно становиться учителем географии, терпеть измены жены, насмешки друзей и как-то справляться с депрессией. Все же как-то живут — так что тут брыкаться?
Такого кино в России не снимали давно. Не коммерческое кино как оно есть в России, с его шутками ниже пояса, гламурными героями и экшном в самых неожиданных местах фильма. Не артхаус, опять же российский, с его жёсткостью, натурализмом, матерщиной и синефильским юмором, которым перекликаются в своих произведениях главные киноавторы страны. «Географ» — это кино, которое и есть тот самый мейнстрим. Фильм для всех, понятный и приятный и элитарной публике, и совсем не подготовленному зрителю. Фильм, который можно смотреть и в кино, и по телевизору, и на Blu-Ray, в любой компании или в одиночестве. Для зрителей практически любого возраста, потому что часть действующих лиц — подростки, а часть — взрослые люди, и каждый зритель может соотнести себя с теми или с другими. Фильм о российской глубинке, практически ничем не отличающейся от Москвы. Словом, один из кандидатов на звание «народного фильма», который, появляясь, только набирает со временем свою аудиторию и который очень медленно «стареет», потому что заявленные в нём вопросы ещё долго будут актуальными.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что это самый удачный фильм Александра Велединского. Это режиссёр, который начал работу одновременно с режиссёрами нашей «новой волны» (Хлебников, Попогребский, Хомерики, Мизгирёв, Звягинцев и другие), но который в эту «волну» не вписан. Хотя бы потому, что он старше своих «коллег»: ему уже за пятьдесят, в кино он пришёл после сорока, а до этого вообще работал в другой области, да и жил не в Москве. Заявил о себе остроумной короткометражкой «Ты да я, да мы с тобой», участвовал в работе над сценарием сериала «Бригада». Потом снял дебютный полный метр «Русское» по мотивам повестей Эдуарда Лимонова, а вскоре после этого — довольно необычный фильм «Живой» о призраках войны, живущих среди нас. Однако, при всей своей странности и сложности, «Живой» был принят публикой достаточно тепло и легко попал в первую двадцатку отечественных фильмов по сборам за 2006 год. Оба фильма Велединского были бенефисами братьев Чадовых, оба получили положительные отзывы критики.
«Географ» — первый полнометражный фильм Велединского, который тот снял после «Живого». Гигантский перерыв в семь лет режиссёр, по всей видимости, использовал для оттачивания формальных приёмов и сценарного мастерства. Можно даже сказать, что он «шёл к такому фильму, как «Географ». Мейнстримовому хиту, или, если по-русски, фильму для всех.
Константин Хабенский старше своего героя из книги. Тому ещё нет тридцати, Хабенскому уже больше сорока. Поэтому в фильме Виктор Служкин старше, у него уже и проблемы другие, и взгляд другой. В этом возрасте будущее уже не внушает такого оптимизма, а свои силы не кажутся безграничными. Многое кажется бессмысленным, и измена жены или увольнение с работы ничего, по сути, не меняют. Внутреннюю пустоту можно заполнить либо водкой, либо редкими приключениями вроде похода с классом на природу, либо ещё более редкими любовными увлечениями. При этом ты всегда сознаёшь иллюзорность своих побегов и периодически пытаешься искренне понять, что в тебе есть человеческого, ради чего стоит продолжать эту бесполезную жизнь. Таков герой Хабенского Служкин в этом фильме — его уже сравнивают с героями Олега Янковского, а сам фильм — с «Полётами во сне и наяву», фильмом, на который Велединский ориентировался в своей последней работе. Может ли быть для артиста похвала выше, чем сравнение с Янковским?
Конечно, кто-то с этим сравнением согласен, кто-то — категорически нет, но тут важен сам факт. Хабенский с Велединским добивались того, чтобы герой был бы и из народа, и немного в стороне; и простым человеком, и интеллигентом; и положительным героем, и — ни то, ни сё, «лишним человеком». Так, чтобы нельзя было вынести своё суждение о герое, чтобы он остался загадкой — но и был понят, потому что он, практически, настоящий человек. Да Иванов и писал роман о себе, это автобиографическое произведение. Но чтобы стало понятно, что надежда — есть. В этом главная заслуга режиссёра Велединского: он даёт своим фильмом ту самую надежду, за отсутствие которой сейчас многие бранят русское кино. Не фантазию, не сказку, не миф — надежду. Оказывается, могут найти общий язык подростки со старшим поколением. Оказывается, можно в момент, когда страсти охватили тебя целиком, сдержаться, потому что внутри есть что-то большее. Можно, в конце концов, даже «лишнему» человеку, каких сейчас десятки миллионов, стать чуть менее лишним. И продолжать жить.