Дождь не может идти вечно (с)

Джентльмены, удачи!»: Безруков — редиска



На экраны вышла переделка культовой советской комедии, за которую режиссерам хочется «пасть порвать, моргалы выколоть»






У современных российских
кинематографистов есть такая новогодняя традиция — портить праздник
какой-нибудь феноменально уродливой переделкой популярных советских
фильмов. Началось это безобразие с гигантского ролика «Билайна»,
притворившегося продолжением рязановской «Иронии судьбы», пережил
зритель и «Служебный роман», куда для пущего смеха внедрили резидентов
«Камеди клаба». Главная печаль нынешнего Нового года — «Джентльмены,
удачи!», ремейк одной из немногих советских комедий, которые и снобы, и
обычные люди вспоминают с одинаковой теплотой. Цитаты вроде «Пасть
порву, моргалы выколю» давно стали фразами в обиходной речи, и именно
они приходят в голову, когда хочешь сформулировать свое отношение к
новой киноленте, спродюссированной Тимуром Бекмамбетовым.
Справка:
«Джентльмены, удачи!» (Россия, 2012) — ремейк
популярной комедии Александра Серого о директоре детского сада Трёшкине,
внедренном в банду грабителя по кличке Доцент и похожем на Доцента как
две капли воды. Режиссеры: Александр Баранов, Дмитрий Киселев («Ёлки»,
«Ёлки-2»). В ролях: Сергей Безруков, Гоша Куценко.

В фирменном бекмамбетовском духе начало фильма очень похоже на рекламный
ролик, поэтому какое-то время искренне надеешься, что он вот-вот
кончится. Но не тут-то было. Потому что на экране видишь физиономию
Безрукова и понимаешь — вот оно, дорогой зритель, началось. Вместе с
компанией невзрачных уголовных упырей, главный (и иногда такое ощущение,
что и единственный) актер российского кино крадет собственность
Республики Казахстан — золотые доспехи. У Безрукова-бандита смешное имя —
Смайлик. Вскоре мы переносимся в предновогоднюю суматоху Петербурга,
где двойник Смайлика, аниматор Трёшкин, развлекает толстопузых
человеческих отпрысков в торговом центре.
У недотепы Трешкина есть друг, работающий гигантской рекламной сосиской, и
девушка, которая с этой сосиской ему изменяет. Все это имеет некоторые
признаки комедии, но на глаза наворачиваются слезы.


Дальше все движется по сценарию оригинала, Трешкина запускают в тюрьму к
подельникам Смайлика — Хмырю и Косому. Хмыря вместо Вицина играет Гоша
Куценко, на удивление волосатый. Играет Гоша не так, чтобы безобразно,
но заикается, пускает слюни и больше напоминает зомби из фильмов про
ядерный Апокалипсис.
Очевидно, чтобы освоить бюджет, тюрьму выбрали не российскую, а
египетскую, поэтому, устроив побег, друзья-разбойники вынуждены
зарабатывать аниматорами на египетском курорте, переодевшись в Шрека и,
как они говорят, Аватара.
Безруков все время поправляет обесцвеченную челочку, фирменно хлопает глазенками и бóтает на привычной для радио «Шансон» фене.
Настоящие «Джентльмены удачи», снятые в 1971 году, в свое время были
прорывом, поскольку режиссер Александр Серый перед съемками фильма как
раз вернулся из тюрьмы и по сути создал первый советский суперпопулярный
фильм, где использовалось воровское арго. Комический эффект достигался
прежде всего из-за диссонанса оптимистичной советской действительности и
инопланетной для большинства лексики. В наши дни феня стала вторым
государственным языком Российской Федерации, поэтому комический эффект в
употреблении слов типа «лох» и «олень» сомнителен.



Вообще, шутки в новых «Джентльменах» весьма специфические. Например,
знаменитую «редиску» сценаристы переделывают в «сосиску». Косой,
оказавшись без еды и сигарет, скуривает пальму и, поперхнувшись, громко
кашляет.



Наконец, важнее комедии в фильме оказывается нелепейшая любовная линия —
Трешкин влюбляется в Ирину, дочку абстрактного главного мента России,
которая, подобно ангелу-хранителю, всегда оказывается рядом,
переодеваясь то в дворника, то в арабскую красотку. Под конец Ирина
надевает прозрачные кружевные чулки и отправляется арестовывать
Смайлика. Тот, не будь дурак, ее похищает, везет в металлоплавильный
завод, чтобы среди слябов подвесить над доменной печкой и хрипло
хохотать.



Минут
двадцать режиссеры отводят на истязания Ирины и время от времени
Трешкина-Безрукова и его подругу отправляют в топку, но, к сожалению, до
конца эту благородную миссию не доводят.




В результате фильм, предназначенный для детей 6+, превращается во
второсортный фильм ужасов (детские психотерапевты обеспечены работой на
год). Самое кошмарное в «Джентльменах» — хэппи-энд: Безруков отращивает
жидкие усики и бородку и танцует нечто похожее на краковяк.



Как и всякий пример чудовищного новорусского киномасскульта,
«Джентльменов» можно препарировать с точки зрения социологии,
психоанализа, однако делать выводы я бы поостерегся. Потому что искренне
верю, что Россия не состоит из дебилов, смеющихся при виде человека,
скуривающего пальму и замирающего в сладостной истоме, слыша звуки
шансона. Хотя какие-то детали, как ни странно, убедительны. Например,
любопытна роль отца главной героини — высшего чина из военных, который
может решить в России любой вопрос: возможно, этот образ, рожденный в
сознании режиссеров, не так уж преувеличен.



Что же касается главного вывода, то очевидно «Джентльмены, удачи!»
размягчает мозг до состояния манной каши, и единственное противоядие
против этого — прийти домой, скачать оригинальную версию и с
благодарностью помянуть Евгения Леонова.
(с)Владимир Иткин