понедельник, 06 июля 2009
Сегодня не стало писателя Василия Аксенова
Знаменитый русский писатель Василий Аксенов скончался после продолжительной болезни на 77-м году жизни. Об этом сообщил "Интерфаксу" в понедельник источник в медицинских кругах Москвы.
В конце февраля 2009 года В.Аксенову была сделана операция в связи с осложнениями в брюшной полости, сообщил "Интерфаксу" один из его лечащих врачей. Он рассказал, что 25 февраля В.Аксенов был переведен из НИИ нейрохирургии им. Бурденко в НИИ скорой помощи имени Склифосовского в связи с тем, что у него "возникли непредвиденные осложнения хирургического характера в брюшной полости". "Состояние его было крайне тяжелым перед операцией, сейчас оно также остается весьма тяжелым", - отметил врач. 15 января 2008 года В.Аксенов был госпитализирован в 23-ю московскую больницу после приступа инсульта, который настиг его за рулем автомашины. Через сутки после госпитализации В.Аксенов был переведен в НИИ скорой помощи имени Склифосовского, где ему была проведена операция по удалению тромба сонной артерии. Состояние после инсульта и операции оценивалось врачами как "крайне тяжелое". В марте 2008 года В.Аксенов был переведен в НИИ нейрохирургии имени Бурденко, где его лечением занимались лучшие специалисты по нейрореабилитации.
Произведения Василия Аксенова, наполненные духом свободомыслия, трогательные и жесткие, порой ирреальные, мало кого оставляли равнодушным. Реакция читателей зачастую диаметрально противоположна - шок или восторг.
читать дальшеБунтарь по жизни
Василий Павлович Аксенов, автор "Затоваренной бочкотары", "Стальной птицы" и "Острова Крым", появился на свет в 1932 году в Казани. "Я родился на улице тишайшей, что Комлевой звалась в честь местного большевика, застреленного бунтующим чехословаком", - писал Аксенов.
Его мать Евгения Гинзбург, автор знаменитых "лагерных" мемуаров "Крутой маршрут", попала в советские лагеря, когда ее сын был еще маленьким мальчиком. Именно она, по словам писателя, познакомила его с произведениями Пастернака, Гумилева, Ахматовой, Северянина.
Аксенов поступил в 1-й Ленинградский медицинский институт им.И.П.Павлова. "Иди-ка в медицинский - в лагере врачи лучше выживают", - напутствовали его родители. Однако в 60-е годы, вскоре после того, как в свет вышли его "Коллеги" и "Звездный билет", Аксенов, по собственным словам, решил, что "надо отдавать все время литературе" и забросил медицину.
В 1978 году он активно участвовал в создании литературного альманаха "Метрополь", вокруг которого разгорелся бурный политический скандал. Хотя речь шла о публикации обычных произведений, власти сочли крамолой то, что альманах создавался "без санкции инстанций". На "метропольцев" последовали гонения, Аксенов был вынужден уехать из СССР. Писатель поселился в США, где долгие годы жил и работал в Вашингтонском университете. Не так давно Аксенов вместе с женой переехал во Францию.
Его произведения, наполненные духом свободомыслия, трогательные и жесткие, порой ирреальные, мало кого оставляли равнодушным. Реакция читателей зачастую диаметрально противоположна - шок или восторг.
При этом сам литератор уверен, что "писатель должен быть не властителем дум, а распрягателем дум, высвободителем дум, то есть стараться сделать своих читателей соавторами, согероями своих книг".
Первые рассказы Аксенова были напечатаны в 1958 году в журнале "Юность", который тогда казался недосягаемой мечтой для молодых авторов. В 1956 году Аксенов встретился в одной из московских компаний с писателем Владимиром Померанцевым. Померанцев предложил Аксенову почитать рассказы собственного сочинения. Рассказы Померанцеву понравились, и он отнес их в журнал "Юность". Валентин Катаев, который на тот момент возглавлял журнал, восхитился живописным сравнением одного из аксеновских рассказов - "стоячие воды канала были похожи на запыленную крышку рояля" - и решил Аксенова печатать. Тогда в "Юности" появились два рассказа "Факелы и дороги" и "Полторы врачебных единицы".
В 1960-м году выходит повесть Аксенова о врачах "Коллеги", удачное название которой придумал Катаев. Повесть пользовалась большим успехом и положила начало так называемой "молодежной прозы". Именно в связи с "Коллегами" впервые появилось выражение "шестидесятники", которое теперь практически утратило "авторство" и стало обозначением целого поколения и эпохи. Первым это выражение употребил в своей статье критик Станислав Рассадин.
Главный успех принес Аксенову роман "Звездный билет", который вышел в той же "Юности" в 1961 году. Его героями стали молодые люди из поколения "фестиваля молодежи и студентов", которое в комсомольской печати получило кличку "стиляги". Оба романа были написаны в исповедальной манере и в языковом отношении опирались на молодежный сленг начала 1960-х.
В течение 1960-х годов Аксенов активно печатался. Одна за другой вышли повести "Апельсины из Марокко" (1963 год), "Пора, мой друг, пора" (1964 год), "Жаль, что вас не было с нами" (1965 год), "Затоваренная бочкотара" (1968 год) и другие. В 1972 году в журнале "Новый мир" была опубликована повесть Аксенова "В поисках жанра".
Расхожая формула Евтушенко "Поэт в России - больше, чем поэт" перекроила судьбы многих русских писателей, в том числе и Аксенова. Усиленный интерес КГБ к литературному творчеству, столкновения с советской цензурой и дублировавшей ее критикой привели Аксенова к затянувшемуся на десять лет вынужденному молчанию. Однако писатель продолжал работать. В 1975 был написан роман "Ожог", а в 1979 году - "Остров Крым", запрещенные к публикации цензурой.
В 1979 году Аксенов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха "Метрополь". В декабре 1979 года заявил о выходе из Союза писателей СССР. После резких выступлений в печати в адрес писателя, в июле 1980 года, вынужденный "спасать" свои романы, Аксенов выехал в США, где узнал о лишении его и его жены советского гражданства.
В эмиграции Аксенов становится билингвистическим автором: роман "Желток яйца" (1989 год) был написан по-английски, а затем переведен автором на русский. Американские впечатления легли в основу книги "В поисках грустного бэби" (1987 год).
В США Аксенов преподавал русскую литературу в университете Дж.Мейсона под Вашингтоном, в течение долгих лет он вел семинар "Современный роман - упругость жанра", а затем курс "Два столетия русского романа", увлекался недоступными тогда в России учениями Шкловского, Тынянова, Бахтина.
Впервые после длительного перерыва Аксенов посетил СССР в 1989 году по приглашению американского посла Мэтлока, с конца 1980-х книги Аксенова снова издаются, а начиная с 1990-х годов он часто и подолгу бывает в России.
В 1992 году Аксенов завершил работу над 3-томным романом "Московская сага" о трех поколениях московских интеллигентов XX века. Этот роман положил начало изменениям в стиле писателя в сторону эпоса. Осенью 2001 года режиссер Дмитрий Борщевский начал съемки телефильма по мотивам романа "Московская сага", работу над фильмом планируется завершить в начале 2003 года.
В 1998 году вышел роман "Новый сладостный стиль", который затрагивает тему судьбы русских эмигрантов в США. Прожив больше двух десятилетий в США, Аксенов уходит из Вашингтонского университета и переезжает во Францию в Биарриц. В последние годы он жил и работал также и в России.MidEast.RU, 06 Июля 2009